ФУС (Фаз)

                  
   Электрогитара является самым распространённым и любимым инструментом среди поклонников эстрадной и рок-музыки у нас в стране и за рубежом. Применение различных электронных дополнений - гитарных приставок - значительно расширяет спектр и тембровую окраску инструментов, позволяет реализовать многие звуковые эффекты.
Фус(fuz, fuss, фаз, фас)
   Фуз-устройства позволяют:
Расширить спектр гитарного сигнала; сузить динамический диапазон гитарного звука; осуществить амплитудно-зависимое формирование спектра звука ( т.е. получение выходного сигнала, спектр которого зависит от амплитуды входных колебаний).

   Многообразие схем и звучаний фуз-устройств обуславливает возможность выделение того или иного из перечисленных свойств. Вместе с тем привлекательно использование этих устройств объясняет, главным образом, не их свойством обогащать спектр выходного сигнала, а способностью сужать динамический диапазон звука электро-гитары ( хотя эти свойства и взаимосвязаны ). Именно этим и обуславливается "выпуклость", "тягучесть", получение звучания, характерных для систем с использованием компрессии, а так же лучшее выделение гитарного звука с фус-эффектом, по сравнению в звучании с другими инструментами. 

Первая схема приставки, создающая эффект "распыления", "размытости" звука, представлена здесь.
Благодаря этому устройству получают изменение звука гитары путём частотной перестройки предварительного усилителя по отрицательно-обратной связи (ООС), частотами, кратными основному тону.
Это одна из моих любимых схем, неоднократно собираемая и зарекомендовавшая себя с самой хорошей стороны. Собрать её сможет даже начинающий радиолюбитель.

Наиболее известны в качестве "фуз-устройств" - усилители-ограничители.
На этой схеме (2) для ограничения сигнала по амплитуде используют ключи на полупроводниковых кремниевых диодах. Резистор R1 надо подобрать (на слух) по максимально неискаженному звуку или по половине питающего напряжения на транзисторе VT1.
Недостатком таких схем является помехонезащищённость, поэтому - наличие фильтров и стальных корпусов, а также уделение внимания разводке проводов ( наличие заземления, "экранированных соединений" и т.д.) - ОБЯЗАТЕЛЬНО!

Ещё одна схема (3), аналогична предыдущей и не требует комментария.
Здесь, перед самим устройством включён предварительный усилитель на транзисторах VT1-VT2.

   Немного теории.
   Если представить звук, поступающий на вход приставки - в виде волны (что на самом деле так и есть), то устройство "Фус" как бы "срезает" пики "волн", делая звуковую волну столообразной формы. И чем "прямоугольнее" "волна", тем более богатые обертоны имеет, тем тягучее и красивее звук.
   
   Внимательно изучив эти схемы, особенно первую, можно построить фус-устройство на готовом Предварительном Усилителе (из старых усилителей, магнитофонов, проигрывателей и т.д.), введя ограничительный резистор в цепи ООС (или ВЧ-диодами).

Приставки, описанные выше, отличаются низким отношением сигнал/шум (могут "t;фонить" и "шуметь"). От этого недостатка свободны устройства, использующие преобразователь  синусоидального сигнала в прямоугольный (непосредственно "конвертируется" звук из аналогого в цифровой, проще говоря - из синусоидального (волнового) звука делают прямоугольный - за счет переключающих ключей на логических элементах), характеризующимся  малым уровнем шумов. Таким устройствам не страшны никакие помехи и их можно использовать даже в пластмассовых корпусах.

   При воздействии на вход такого устройства  синусоидального сигнала, на выходе формируется прямоугольное напряжение с неизменной амплитудой, независимой от амплитуды сигнала на входе. Звучание подобного устройства отличает, так называемый, "органный эффект", ибо аналогичную характеристику имеет и огибающая звуковых колебаний электро-органа.

   Здесь представлена самая простая схема на необычном включении интегрального стабилизатора напряжения. 

   Очень полезным будет применение здесь цифрового делителя напряжения (вместо ТемброБлока) на Микросхеме, подключенного к Вых. Здесь F - частота сигнала (прямоугольного), идущего от приставки, изображенной выше. F:2 и F:4 - соответственно деление сигнала на кратные гармоники. В данном случае - понижение звука на октаву и 2 октавы...
 
    КСТАТИ! Возможно у двух первых схем потребуется применение предварительных усилителей. Схемы простых ПУ даются здесь.
Обогатить звучание приставок помогут темброблоки , а так-же эффекты "Вау-Вау", включённых к "выходу" устройств.

   P.S.: А вот еще схема фирменного ФУСа - FULLTON. А вот еще - MOSRITE. (здесь советуют применять германиевые транзисторы. А в общем - без комментариев - я эти схемы не собирал).



Tiens for you Бонус при пополнении 10% Игра Сберкасса

счетчик посещений